Учимся быть и учимся жить вместе

Книга - лучший телепорт!

Какой бонус можно получить, если читать классиков?

    «Хорошая» литература, то есть произведения, отмеченные различными премиями или причисленные к классике, способствует развитию умения понимать эмоции и намерения других людей. Люди, читавшие рассказы Чехова, показали лучшие результаты по сравнению с читателями популярных детективов. Подробности со ссылкой на статью в Science приводит Science Now.

     Авторы исследования использовали в своей работе концепцию theory of mind: устоявшегося перевода этого понятия на русский язык пока что нет, однако ряд авторов использует словосочетание «теория намерений». При этом речь идёт не о научной теории как таковой, а о способности человека воспринимать переживания других людей, то есть о том, как в его представлении устроена психика окружающих.

     Исследователи использовали специальные опросники в опытах с добровольцами, которые предварительно читали те или иные тексты, причём учёные случайно распределили среди участников художественную литературу разного рода, а контрольная группа ничего не читала вовсе. Как показала обработка результатов, именно те, кто не читал ничего, хуже всего воспринимали выражение лиц людей на фотографиях и показывали самые низкие результаты в тесте на развитие теории намерений.

     Те, кому достались выдержки из классики (рассказы Чехова или сборники лауреатов премии О. Генри), при этом обошли тех, кто читал выдержки из самых популярных по версии интернет-магазина Amazon произведений. Статистический анализ подтвердил, что эффект далеко не случаен, и «хорошая» литература каким-то образом развивает теорию намерений лучше, чем «ширпотреб».

     Учёные подчёркивают, что дело не в том, какие темы выбирают авторы: психологам не удалось найти связи эффекта с темой тех рассказов, которые предлагались испытуемым. Кроме того, отмечается в статье исследователей, вряд ли короткие рассказы столь уж серьёзно могут пополнить опыт человека, чтобы достичь заметного в общем тесте улучшения. Скорее, предполагают авторы, речь идёт о влиянии самого процесса чтения и каких-то стилистических особенностей текста. И, невзирая на не до конца понятный механизм улучшения теории намерений, учёные призывают в завершающей части своей работы не отказываться от преподавания литературы в школах США. По материалам Lenta.ru